EV notes

Операторские платформы и автомобили

История операторских автомобилей

Операторский автомобиль может быть различных форм и размеров. В целом этот термин можно описать, как «самоходное транспортное средство, разработанное для нужд кино, имеющее технологические решения для установки и крепления камеры и прочего вспомогательного оборудования».

История их применения начинается со времён выпуска первых серийных автомобилей. На этой фотографии 1925 года съёмки фильма «Ben-Hur: A Tale of the Christ» изображена подготовка операторского автомобиля для съёмок гонок на колесницах.
К 1930 годам широкое распространение набирает использование технологии рирпроекции, где игровой автомобиль располагается перед экраном с проекцией движения. Со временем эта техника была адаптирована применением хромакея и до сих пор используется в производстве.

Боевики 1940 – 1950 начали использовать камеры, закреплённые на и внутри автомобиля.

А к 1960-м годам можно увидеть начало развития современных операторских автомобилей.

Операторский автомобиль

(Insert Car — тянет; Tracking Car — едет рядом; Camera Car — любой другой)
Операторский автомобиль (зачастую используется грузовая машина или фургон) имеет несколько платформ, на которых располагается камера, члены съёмочной группы и дополнительное оборудование. Это полностью мобильный и функционирующий юнит.

Операторский автомобиль позволяет устанавливать различные камеры и осветительные приборы, часто на нём установлен мобильный генератор для запитки аксессуаров и света. Как правило операторские автомобили покрашены в чёрный матовый цвет, чтобы не отражаться. Обычно режиссёр находится за монитором внутри машины, а оператор на платформе, за камерой.

Во время съёмки операторский автомобиль может располагаться спереди, сзади или сбоку от игрового транспорта. Часто операторский автомобиль буксирует игровой транспорт во время съёмки.

Также операторский автомобиль используется для съёмки внешних кадров, например проездов по городу или съёмки общих планов игрового транспорта.

Операторские автомобили можно разделить на несколько категорий:

спортивные (SUV — Sport Utility Vihacle) — используются в съёмках, где необходима большая скорость. Наиболее распространено применение Porsche Cayenne или Mercedes-Benz ML55 AMG, это связано с их характеристиками и вместимостью. Часто на них устанавливают Russian Arm, Black Arm и прочие устройства стабилизации и съёмок.
грузовики и фургоны — в основном используются как тягачи для операторских платформ, буксировочных тележек и подобного.
джипы, внедорожники — используются наиболее часто. Их применяют и как тягач, и для съёмки с платформ под камеру и кран, и для грипа стабилизационных систем и как только фантазии хватит.
квадроциклы, багги — применяются там, где нужна большая мобильность, проходимость и меньший вес. В основном на них устанавливают камеры, микрокраны и стабилизационные системы.
электические — к ним прибегают в ситуациях, когда требуется малый вес, минимальные габариты, бесшумность работы. Часто их применяют на стадионах, где другой транспорт мог бы повредить газон, или в закрытых помещениях, где недопустимы выхлопные газы. В основном на них также устанавливают камеры, микрокраны и стабилизационные системы.
мотоциклы — их нельзя конечно назвать термином «операторский автомобиль», но думаю, что они являются его подкатегорией. Их применяют для установки камер, стабилизационных систем и для съёмки крупных планов персонажей, без привязки к транспорту.

Операторская платформа

(Process Trailer/insert trailer/low loader)
Операторская платформа — это платформа с низким клиренсом, на которой находится игровой автомобиль. Платформа движется по желаемому маршруту, позволяя снимать натуральное движение автомобиля в реальной среде.

Они часто используются в ситуациях, когда рядом с игровым автомобилем не виден другой движущийся транспорт. Если рядом находится другой транспорт, то разница в высоте станет очевидной и сразу станет понятно, что камера на платформе.

К большинству операторских автомобилей могут прикрепляться такие платформы только сзади. Тем не менее существуют автомобили, способные крепить операторские платформы сбоку, позволяя снимать по направлению движения.
Важным моментом является подвеска. Если планируется съёмка со штатива или dolly на «балконах» платформы, то подвеска на платформе необходима, потому что в противном случае будет возникать тряска. Если в этом нет необходимости и используется грип, то можно использовать платформу без подвески, чтобы минимизировать высоту. В идеальном варианте на платформах устанавливается регулируемая пневматическая подвеска, которая может изменять усилие и высоту в зависимости от задач и веса игрового транспорта.

Буксировочная тележка

(Tow Dolly)
Буксировочная тележка — это специальный прицеп, на который устанавливается игровая машина. Такая тележка обычно используется в комбинации с автогрипом.

Такой способ съёмки смотрится более натурально в случае движения в потоке машин, потому что разница в общей высоте незначительна. Зачастую подъём передних колёс всего 50 мм.

В комбинации с операторским автомобилем часто применяют способ съёмки, в котором фронтальная камера устанавливается на его платформе, в то время как на игровой машине грипуется боковая точка.

С такой системой нельзя использовать полноприводные машины!

В отличие от жёсткой сцепки имеет ряд преимуществ:

— можно устанавливать автомобили с низким бампером или посадкой

— автомобиль страхуется только за колёса, поэтому нет риска повреждения корпуса, подвески или оставления царапин на них.

— более подходит для водителей игровых машин, у которых нет прав, опыта вождения или для актёров детей

— быстрая установка и смена машин.

Жёсткая сцепка

(''A Frame'')
Жёсткая сцепка является в плане съёмки схожим решением с буксировочной тележкой.

Её плюс заключается в том, что у машины нет наклона, хоть и небольшого, как в предыдущем способе, но минус — более сложная установка и меньшая универсальность. Так как не у всех машин есть точки крепления для жёсткой сцепки, зачастую она крепится за подвеску. По этой причине есть риск оставить следы на ней.

Этот способ не рекомендуется использовать на машинах с автоматической коробкой передач, при буксировке они могут выйти из строя из-за особенностей работы АКП!

Также, как описано выше, этот способ не подойдёт для машин с низкой посадкой или низким бампером.

Существует модификация жёсткой сцепки на 2 машины. Она предназначена для съёмок моментов, когда автомобили уравниваются в движении и пытаются обогнать друг друга например. «Люфт» машин в конкретном примере может достигать 2 метров.
Кстати, жёсткую сцепку можно применить и для съёмки велосипеда.

Съёмка мотоциклов

Для съёмки мотоциклов существуют несколько подходов. Главная особенность, которую нужно учитывать, это то, что в реальной жизни при движении мотоцикл имеет свойство наклоняться. Устройство на картинке выше жёстко крепится к переднему колесу, имеет специальные гидравлические поршни с электрическим мотором, которые позволяют придавать мотоциклу наклон на поворотах. Делает этот наклон отдельный специалист с контроллером. Конкретно данный риг из-за своего способа крепления к мотоциклу, позволяет свободно снимать движение, беря в кадр как заднее, так и часть переднего колеса.

Самым простым способом съёмки мотоцикла является жёсткий грип к операторской платформе. Для съёмки мотоциклов существую платформы и буксировочные тележки чуть меньших размеров. Но разумеется его минусом является отсутствие возможности наклона и бОльшие ограничения в ракурсе.
Само собой можно использовать и комбинацию этих устройств. Это не позволит брать в кадр колёса, но для съёмки крупных и средних планов такое решение оптимальнее ввиду большей безопасности для актёров, удобства установки камеры и движение выглядит в кадре более органично.
Но любые технические решения ограничены лишь фантазией. Поэтому существуют и подобные риги, как на фото ниже.
Ниже описаны менее распространённые в наших широтах способы съёмки

Pod Car Rig

(Top Driver Rig)
Pod Car Rig используется для съёмок интерьерных автомобильных сцен. Такой риг позволяет профессиональному водителю управлять автомобилем, находясь на крыше.

Pod Car Rig переносит весь контроль над транспортом на специального водителя, чтобы не отвлекать актёров от игры (также во время игры актёры менее сконцентрированы на дороге, что повышает риск несчастного случая, если управление на них).

Такой риг позволяет снимать на 360 градусов, в отличие от описанных выше, которые имеют ограничения в угле обзора.

Все органы управления переносятся на крышу: рульевое управление, тормоз, газ, переключатель передач. Важно понимать, что в машине ничего не модифицируется, органы управления просто переносятся.

Такой метод работает только с автомобилями с АКП!

Основным минусом является то, что высота итоговой конструкции довольно большая.

Специальная операторская платформа

(Custom camera car)
Некоторые компаний изготавливают специальные операторские автомобили для специфических задач. Наиболее популярным является Go Mobile.

Go Mobile — плоский автомобиль, позволяющий устанавливать на свою основу корпус любой игровой машины.
Другой интересный пример, операторский автомобиль, изготовленный для съёмок фильма «Дитя человеческое». В нём было 2 водительских места, сзади и спереди. Управление водители чередовали между собой в зависимости от направления движения.

Как было сказано выше, все технические решения ограничиваются лишь фантазией. Описанные здесь методы — наиболее распространённые в кинопроизводстве. Но их можно комбинировать, дорабатывать и изменять.

Всё должно исходить в первую очередь от интересных повествовательных и изобразительных решений, а технологическое воплощение должно быть найдено после.
Предыдущий пост