EV notes

Саспенс, поиски и подкрадывание

выдержка из книги "Master Shots"
  • Подкрадываение с лёгким отъездом камеры
Для усиления ощущения подкрадывания, можно применить следующий приём: актёр медленно крадётся в сторону камеры, в то время как камера слегка движется назад. Создаётся ощущение опасности, схожее с тем, как если бы зритель двигался вместе с героем к опасности, но спиной вперёд, то есть он не может увидеть угрозу непосредственно, только через реакцию персонажа. Если передвигается группа людей, то стоить выбрать главного и сосредоточиться на его движениях.


  • Невидимая угроза
Приём, который стал некоторого рода клише, но тем не менее он работает. Нас пугает то, чего мы не видим или не знаем. Поэтому можно применить это в кино следующим образом: крупный план героя, который напуган и что-то высматривает за кадром (здесь лучше избегать движения камеры и всяческих наездов, статичные кадры работают лучше в связке со следующим), после этого идёт кадр POV, его стоит сделать динамичным, например снимая с рук и перебрасывая с одного объекта на другой. По факту мы ничего конкретного зрителю не показываем, но он понимает, что герой что-то высматривает и чего-то боится, что угроза витает в воздухе. Кадр POV может отображать любые считываемые образы, как если бы глаз реально цеплялся за них в беспорядочном поиске. Это могут быть дорожные знаки, верхушки деревьев, машины, люди.


  • Предвидение появления
Хороший приём для увеличения напряжения — дать понять зрителю, что кто-то может сейчас появиться в кадре. Для этого нужно логически и композиционно выстроить кадр таким образом, чтобы он подразумевал в себе наличие ещё одного персонажа. Например, мы снимаем коридор с дверью в конце через плечо главного героя, фокус вдали. То есть кадр воспринимается как своеобразное POV героя, предвкушающего чьё-то появление.


  • Наезд на пустоту
Хороший способ усилить напряжение: сначала мы показываем движущегося персонажа, камера движется вместе с ним с той же скоростью, а после кадр его POV с движения, который движется через пугающее его пространство. По факту этот приём работает на повседневном восприятии человека ситуаций: мы движемся через что-то и изучаем пространство, только в данном случае само пространство создаёт напряжение. Само по себе движение камеры может подразумевать множество вещей, но всегда это связано с каким-то изменением. А в случае, когда мы показываем движение персонажа в пространстве, то зритель ожидает всё того же изменения: кто-то появится, что-то случится. Другой вариацией приёма является зум-наезд. Если персонаж стоит на месте и всматривается во что-то, например в темноту за дверным проёмом, то в данном случае этот зум-наезд будет создавать ощущение всматривания, то есть им отсекается вся ненужная для героя информация, а та, что создаёт напряжение, увеличивается.


  • Открытие широкого пространства
Принцип этого приёма заключается в следующем: вначале кадра мы показываем персонажа с нижнего ракурса, крадущегося через пространство, мы панорамируем вслед за ним и в точке его «передышки/остановки», зрителю открывается широкое пространство, через которое герою предстоит пробраться, или наполненное его врагами. Смысл в том, чтобы ограничить вначале кадра зрителю понимание, что находится вокруг крадущегося персонажа, а показать лишь в самом последнем моменте, что оно наполнено опасностями (возможно скрытыми). В целом в кадрах перемещения через опасные пространства стоит создавать герою преграды, чтобы зрителю было интересно смотреть на их преодоление, а не просто на крадущегося героя.


  • Ложное чувство безопасности
Для того, чтобы шокировать зрителя, можно создать ложное чувство безопасности и сыграть на неожиданности. Допустим мы снимаем двух персонажей, монтируя их кадры параллельно, один ищет другого. У зрителя возникает ощущение, что они в разных пространствах. И внезапно в пространстве искомого персонажа появляется ищущий из-за угла и зритель этого не ожидал, он думал, что преследователь где-то в другом месте, хотя и чувствовал их сближение. Здесь важно раньше времени не намекнуть зрителю, что что-то произойдёт, например внезапной новой точкой съёмки или усилением темпа.


  • POV + поиск со спины
Для создания ощущения поиска персонажем чего-то, может помочь следующий приём: мы показываем персонажа со спины, перемещающегося динамично сквозь пространство в поисках чего-то (что зрителю здорово было бы уже понимать), а после кадр POV, которое имитирует все эти поиски. В конце, когда объект поисков найден, можно показать крупный план персонажа и его оценку на это.


  • Приход к опасности
Приём невероятно прост, камера устанавливается таким образом, что, панорамируя вслед за идущим через пространство персонажем, открывает какого-то другого, неожиданного персонажа. То есть камера никак не «усиливает» ощущения, а приём больше работает на неожиданности.


  • Визуальная угроза
Хорошим способом увеличения напряжения, является объединение угрозы и персонажа в одном кадре. Но персонаж о ней не знает, например она где-то на фоне, а герой смотри в другую сторону. Здесь стоит учитывать, что объект угрозы должен быть понятным и считываемым.