EV notes

Мотивированность и реализм освещения

РЕАЛИЗМ
Не совсем верной является мысль и подход, который иногда можно наблюдать: "Зачем светить что-то искусственным светом, ведь камеры очень чувствительные, у них большой динамический диапазон, реальных источников вполне хватает для освещения?!"

Основная ошибка кроется в неверной постановке вопроса. Раньше действительно основная цель освещения заключалась как минимум в экспонировании плёнки с низкой чувствительности, поэтому любой интерьерный кадр требовал много света. Изучая его и выстовляя свет для большого количества кадров, операторы постигали и вторую составляющую света — его выразительность.

Камеры действительно очень чувствительные, оптика светосильная, поэтому просто технически "верно" проэкспонировать кадр может любой человек. Поэтому в наши дни у выразительности приоритет. Но так как свет используют всё реже, навык создания выразительности несколько уменьшился.

Важно понимать, что основная задача в освещения — передача того, как мы ОЩУЩАЕМ разные световые эффекты! Эффект не должен просто имитировать реальность, он должен её эмоционально интерпретировать и передавать эту авторскую интерпретацию.

Можно вспомнить любой эффект от луны в кино. В реальной жизни луна не кажется нам яркой или холодноватой, в реальной жизни она не светить так, чтобы проэкспонировать изображение. Луна в кино не реалистична, но эмоционально точна.

Можно снимать и при пламени свечи, но тогда огонь будет в пересвете, а в реальной жизни мы его так не воспринимаем, мы видим его колебания и цвет, это и создаёт в нас "ощущение огня". Поэтому на экране тоже важно это "видеть" .
МОТИВИРОВАННОСТЬ
Мотивированность света — вопрос спорный. Некоторым операторам совершенно наплевать откуда идёт свет, они сосредоточены лишь на эффекте и ощущениях от него, другие же хотят, чтобы зритель "понимал", чем вызван тот или иной световой эффект.

В этом вопросе нужно исходить от обратного, для начала нужно концептуально придумывать эффект освещения на персонаже, ощущение от него, эмоции, которые он должен нести, потом создавать ему "оправдание", например источник света в кадре. НО НЕ НАОБОРОТ! Нельзя привязываться к источнику света и всё развивать от него.

В интерьерах хорошей стратегией может быть внедрение большого количества источников практического освещения, чтобы при возникновении необходимости их можно было просто включать и "помогать обосновывать" тот или иной эффект освещения.